Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Старокрымский учебно-воспитательный комплекс №1 «Школа-гимназия»

Адрес297345, Республика Крым, Кировский , г.Старый Крым, К.Либкнехта, 33

Контакты
Loading...

Порядок подготовки и проведения итогового сочинения (изложения) в Республике Крым в 2017/2018 учебном году

Приложение 1

к приказу Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым

от ___.___.2017г. № _______

 

 

Порядок

подготовки и проведения итогового сочинения (изложения)

в Республике Крым в 2017/2018 учебном году

 

  1. Общие положения
    • Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА) проводится для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, в том числе для:

иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;

лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании);

обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

  • Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательные организации высшего образования по желанию также может проводиться для:

лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы (полного) общего среднего образования – для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);

граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе – выпускники прошлых лет);

лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;

лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;

лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее – лица со справкой об обучении).

1.3.   Изложение вправе писать следующие категории лиц:

обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды (далее вместе – лица с ОВЗ);

обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

  • Для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, итоговое сочинение (изложение) организуется на дому.
  • Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов итоговое сочинение (изложение) может по их желанию проводиться в устной форме.
  • Обучающиеся X классов, участвующие в ГИА по отдельным обязательным учебным предметам (русский язык или математика) и (или) по предметам по выбору, освоение которых завершилось ранее, не участвуют в итоговом сочинении (изложении) по окончании X класса (п. 9 и п. 9.1 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный № 31205).
  • Количество, общая площадь и состояние помещений, предоставляемых для проведения итогового сочинения (изложения), должны обеспечивать проведение итогового сочинения (изложения) в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
  • Места (аудитории) проведения итогового сочинения (изложения) должны быть оборудованы средствами видеонаблюдения в режиме «оффлайн». Средства видеонаблюдения размещаются таким образом, чтобы обеспечивался полный обзор аудитории. Включение режима видеозаписи в аудиториях проведения итогового сочинения (изложения) начинается до момента входа участников, не позднее 09.00 по местному времени. В местах проведения итогового сочинения (изложения) размещаются таблички, оповещающие о ведении видеонаблюдения.

 

  1. Регистрация участников итогового сочинения (изложения) для участия в итоговом сочинении (изложении)

2.1. Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление (приложения 5, 6) не позднее, чем за две недели до начала проведения каждого этапа проведения итогового сочинения (изложения) (до 22.11.2017 года, до 24 января 2018 года, до 2 мая 2018 года).

2.2. Регистрация обучающихся для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится на основании их заявлений и согласий на обработку персональных данных (приложение 7) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования.

2.3. Места регистрации обучающихся организаций среднего профессионального образования и выпускников прошлых лет для участия в написании итогового сочинения (изложения) определяются Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым.

2.4. Обучающиеся с ОВЗ при подаче заявления на написание итогового сочинения (изложения) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и заполняют соответствующие поля заявления на регистрацию, в которых указывают тип документа, его реквизиты и перечень условий, которые необходимо им создать в соответствии с медицинскими показаниями.

2.5. Ответственный за регистрацию в ОО при регистрации участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ в Региональной информационной системе (РИС «Планирование ГИА») проставляет отметку о том, что участник относится к категории участников с ОВЗ и будет распределен по специализированному принципу рассадки.

2.6. В случае если участник с ОВЗ изъявляет желание участвовать в итоговом сочинении (изложении) на общих основаниях без создания специальных условий и продления времени написания работы, он пишет заявление в свободной форме об отказе от условий. В этом случае в РИС «Планирование ГИА» проставляется отметка о том, что участник является участником с ОВЗ, но принцип рассадки остается общим.

2.7. После окончания регистрации на итоговое сочинение (изложение) ответственный за регистрацию в ОО делает сводную информацию по участникам с ОВЗ по ОО согласно приложению 14 и передает данную информацию ответственному за организацию и проведение ГИА в городе/районе. После сбора данной информации со всех ОО города/района ответственный за организацию и проведение ГИА предоставляет сводную  информацию по своему городу/району, заверенную подписью начальника органа управления образованием и руководителя территориального органа ПМПК, в РЦОИ в электронном и бумажном виде.

2.8. Регистрация лиц со справкой об обучении для участия, по их желанию, в итоговом сочинении проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении (по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность).

2.9. Лица, перечисленные в п. 1.2, самостоятельно выбирают сроки написания итогового сочинения из числа установленных расписанием проведения итогового сочинения (изложения). Выбранную дату участия в итоговом сочинении такие лица указывают в заявлении.

2.10. Выпускники прошлых лет при подаче заявления на прохождение итогового сочинения предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка. Указанное заявление подается лично или родителями участников (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.

 

  1. Техническая схема обеспечения проведения итогового сочинения (изложения)

3.1. Сведения об участниках итогового сочинения (изложения) – выпускниках текущего учебного года – вносятся в РИС ответственным за проведение ГИА в ОО, а об обучающихся организаций среднего профессионального образования и выпускниках прошлых лет ответственным за проведение ГИА в городе/районе не позднее чем за две недели до дня проведения итогового сочинения (изложения).

3.2. Бланки для проведения итогового сочинения (изложения) вместе с отчетными формами для проведения итогового сочинения (изложения) печатаются в образовательных организациях (местах проведения итогового сочинения (изложения) не позднее чем за день до дня проведения итогового сочинения (изложения) (при печати бланков для проведения итогового сочинения (изложения) необходимо использовать одностороннюю печать). Копирование бланков итогового сочинения (изложения) при нехватке распечатанных бланков запрещено, так как все бланки имеют уникальный код работы и распечатываются посредством программного обеспечения.

3.3. Комплекты тем итогового сочинения за 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени размещаются на официальном информационном портале единого государственного экзамена (ЕГЭ) ege.edu.ru (topic.ege.edu.ru), а также на официальном сайте ФГБУ «Федеральный центр тестирования» (rustest.ru).

3.4. В случае возникновения нештатных ситуаций (недоступность или неработоспособность указанных информационных порталов, официальных сайтов) по запросу специалиста Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, ответственного за вопросы, связанные с проведением итогового сочинения (изложения), комплекты тем итогового сочинения направляются ФГБУ «Федеральный центр тестирования» на электронный адрес ответственного специалиста.

3.5. Полученный комплект тем итогового сочинения публикуется РЦОИ на официальном сайте (http://ege-crimea.ru/) и направляется в образовательные организации и (или) места проведения итогового сочинения не ранее чем за 15 минут до начала проведения итогового сочинения по местному времени.

3.6. Тексты итогового изложения размещаются ФГБУ «Федеральный центр тестирования» на технологическом портале подготовки и проведения ЕГЭ, находящемся в защищенной корпоративной сети передачи данных ЕГЭ по адресу portal.ege.rustest.ru или IP-адрес - 10.0.6.21, за 5 календарных дней до проведения итогового изложения.

3.7. В образовательных организациях (местах проведения итогового сочинения (изложения)) выделяется помещение для технического специалиста, оборудованное телефонной связью, принтером, техническим оборудованием для проведения сканирования, копирования, персональным компьютером с выходом в сеть «Интернет» для получения комплектов тем итогового сочинения (текстов изложений).

3.8. Сведения о результатах итогового сочинения (изложения) РЦОИ вносит в РИС.

 

  1. Сроки и продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения)

4.1. Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут). В продолжительность выполнения  итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).

4.2. Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре часа и более организуется питание участников итогового сочинения (изложения).

4.3. Итоговое сочинение (изложение) проводится 6 декабря 2017 года, 7 февраля 2018 года, 16 мая 2018 года.  

4.4. В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) обучающиеся вправе пересдать итоговое сочинение (изложение), но не более двух раз и только в сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

 

  1. Комиссии по подготовке и сопровождению, проведению и проверке итогового сочинения (изложения)

 

Для обеспечения организованной подготовки, проведения и проверки итогового сочинения (изложения) создаются следующие комиссии:

5.1. Комиссии образовательных организаций по подготовке и сопровождению итогового сочинения (изложения).

Комиссии создаются во всех образовательных организациях (далее – ОО), реализующих образовательные программы среднего общего образования.

Руководитель ОО:

  • обеспечивает подбор и подготовку специалистов, привлекаемых к организации и сопровождению итогового сочинения (изложения);
  • под подпись информирует специалистов о порядке проведения и проверки итогового сочинения (изложения) в Республике Крым в 2017/2018 учебном году;
  • не позднее чем за две недели до проведения итогового сочинения (изложения) формирует и утверждает приказом по ОО состав комиссии.

 Комиссии ОО по подготовке и сопровождению итогового сочинения (изложения) осуществляют следующие функции в рамках подготовки и проведения итогового сочинения (изложения):

  • осуществляют регистрацию обучающихся соответствующей ОО для участия в итоговом сочинении (изложении);
  • предоставляют сведения для внесения в РИС «Планирование ГИА»;
  • под подпись информируют участников итогового сочинения (изложения) и их родителей (законных представителей) о местах, сроках и порядке проведения итогового сочинения (изложения), в том числе, об основаниях для удаления с итогового сочинения (изложения), об организации перепроверки отдельных сочинений (изложений), о ведении во время проведения итогового сочинения (изложения) видеозаписи; о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения), а также о результатах итогового сочинения (изложения) (приложение 8 ПАМЯТКА);
  • обеспечивают сопровождение участников итогового сочинения (изложения) в места его проведения (при необходимости).

Состав комиссий формируется из учителей-предметников, классных руководителей 11 классов, администрации школы. Комиссии должны состоять не менее чем из трех человек в зависимости от количества участников итогового сочинения (изложения) в соответствующей ОО.

5.2. Муниципальные комиссии по проведению и проверке итогового сочинения (изложения)

Комиссии создаются во всех муниципальных образованиях Республики Крым и осуществляют свою деятельность в местах проведения итогового сочинения (изложения), определённых Министерством образования, науки и молодёжи республики Крым и утверждённых настоящим приказом.

Руководитель муниципального органа управления образованием (далее – МОУО) или уполномоченное лицо:

  • обеспечивает подбор и подготовку специалистов, привлекаемых к проведению и проверке работ итогового сочинения (изложения);
  • под подпись информирует специалистов о порядке проведения и проверке итогового сочинения (изложения) в Республике Крым в 2017/2018 учебном году;
  • не позднее чем за две недели до проведения итогового сочинения (изложения) формирует и утверждает приказом по МОУО составы комиссий.

Муниципальные комиссии по проведению и проверке работ итогового сочинения (изложения) осуществляют следующие функции:

  • организуют проведение итогового сочинения (изложения) в соответствии с требованиями данного Порядка;
  • организуют проверку и оценивание итогового сочинения (изложения) в соответствии с критериями оценивания итогового сочинения (изложения), разработанными Рособрнадзором;
  • обеспечивают техническую поддержку проведения итогового сочинения (изложения);
  • получают темы сочинений (тексты изложений) и обеспечивает информационную безопасность;
  • обеспечивают участников итогового сочинения орфографическими словарями при проведении итогового сочинения;
  • обеспечивают участников итогового изложения орфографическими и толковыми словарями при проведении итогового изложения.

 В составы комиссий входят:

  • руководитель образовательной организации (или уполномоченное им лицо), определённой местом проведения итогового сочинения (изложения) (далее – руководитель);
  • технические специалисты, оказывающие информационно-технологическую помощь руководителю, а также осуществляющие копирование бланков итогового сочинения (изложения);
  • члены комиссии, участвующие в проведении итогового сочинения (изложения);
  • члены предметной комиссии, участвующие в проверке итогового сочинения (изложения);
  • ответственный эксперт – лицо, ответственное за согласованность подходов к проверке итогового сочинения (изложения) членами комиссии, заполнение протоколов проверки и перенос результатов проверки по пяти критериям оценивания и оценки («зачет»/ «незачет») из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации участников;
  • медицинские работники, ассистенты, оказывающие необходимую помощь участникам итогового сочинения (изложения), в том числе участникам с ОВЗ с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития, в том числе непосредственно при проведении итогового сочинения (изложения);
  • дежурные, контролирующие соблюдение порядка проведения и проверки итогового сочинения (изложения).

В состав комиссий по проведению и проверке итогового сочинения (изложения) не рекомендуется привлекать учителей, обучающих выпускников текущего учебного года. Численный состав комиссий определяется из фактического количества участников итогового сочинения (изложения), закреплённых за соответствующими местами проведения итогового сочинения (изложения).

  1. Порядок проведения итогового сочинения (изложения)

Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования и (или) местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым.

Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00.

Вход участников итогового сочинения (изложения) в образовательную организацию начинается с 09.00.

Если участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения (изложения), при этом время окончания написания итогового сочинения (изложения) не продлевается. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится. Члены комиссии образовательной организации по проведению сочинения (изложения) предоставляют необходимую информацию для заполнения регистрационных полей бланков сочинения (изложения).

До начала итогового сочинения (изложения) руководитель образовательной организации, в которой проводится итоговое сочинение (изложение), распределяет участников по кабинетам в произвольном порядке. Участники итогового сочинения (изложения) рассаживаются за рабочие столы в кабинете также в произвольном порядке (по одному человеку за рабочий стол). Во время проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете должны присутствовать не менее двух членов комиссии образовательной организации.

В день проведения итогового сочинения (изложения) в местах проведения итогового сочинения (изложения) также могут присутствовать:

общественные наблюдатели;

представители средств массовой информации;

должностные лица Рособрнадзора и (или) управления по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.

 

  1. Организация проведения инструктажа участников итогового сочинения (изложения)

До начала итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации проводят инструктаж для участников. Инструктаж состоит из двух частей. Первая часть инструктажа проводится до 10.00 и включает в себя информирование участников о порядке проведения итогового сочинения (изложения), о правилах оформления итогового сочинения (изложения), о продолжительности написания итогового сочинения (изложения), о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения), а также о том, что записи на оборотной стороне односторонних бланков и  на черновиках не обрабатываются и не проверяются. Члены комиссии образовательной организации выдают участникам итогового сочинения (изложения) бланки регистрации, бланки записи, дополнительные бланки записи (при необходимости) для выполнения итогового сочинения (изложения), черновики, орфографические словари (орфографические и толковые словари для участников итогового изложения), инструкции для участников итогового сочинения (изложения).

Начиная с 09.45 член комиссии образовательной организации принимает у руководителя темы сочинения (тексты изложения). Темы сочинения могут быть распечатаны на каждого участника или размещены на доске (информационном стенде), текст изложения выдается члену комиссии образовательной организации для прочтения участникам итогового изложения. Инструкция для участников итогового сочинения (изложения) распечатывается на каждого участника.

При проведении второй части инструктажа, которая начинается не ранее 10.00, члены комиссии образовательной организации должны ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами итогового сочинения (текстами изложения) в порядке, определенном руководителем комиссии образовательной организации.

По указанию членов комиссии образовательной организации участники итогового сочинения (изложения) заполняют регистрационные поля бланков, указывают номер темы итогового сочинения (текста изложения). Каждый номер темы сочинения является уникальным и состоит из трех цифр, где первая цифра номера соответствует номеру тематического направления, а вторая и третья цифра номера - порядковому номеру темы в рамках тематического направления. Каждый номер текста изложения также является уникальным и состоит из трех цифр. В бланке записи участники итогового сочинения (изложения) переписывают название выбранной ими темы сочинения (изложения). Члены комиссии образовательной организации проверяют правильность заполнения участниками итогового сочинения (изложения) регистрационных полей бланков.

 

  1. Начало проведения итогового сочинения (изложения)

После проведения второй части инструктажа члены комиссии образовательной организации в аудитории объявляют начало, продолжительность и время окончания выполнения итогового сочинения (изложения) и фиксируют их на доске (информационном стенде), после чего участники итогового сочинения (изложения) приступают к выполнению итогового сочинения (изложения).

В случае нехватки места в бланке записи для выполнения итогового сочинения (изложения) по запросу участника итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации выдают ему дополнительный бланк записи. По мере необходимости участникам итогового сочинения (изложения) дополнительно выдаются черновики.

Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников итогового сочинения (изложения), помимо бланка регистрации и бланков записи (дополнительного бланка записи), находятся:

ручка (гелевая, капиллярная с чернилами черного цвета);

документ, удостоверяющий личность;

лекарства и питание (при необходимости);

орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выдаваемый членами комиссии образовательной организации;

инструкция для участника итогового сочинения (изложения);

черновики;

специальные технические средства (для участников с ОВЗ).

Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещено иметь при себе средства связи, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественными произведениями, дневниками, мемуарами, публицистикой, другими литературными источниками), выносить из учебных кабинетов темы сочинений (тексты изложений) на бумажном или электронном носителях, фотографировать материалы итогового сочинения (изложения).

В случае, если участник итогового сочинения (изложения) нарушил установленные выше требования, он удаляется с итогового сочинения (изложения). Руководитель образовательной организации или член комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) составляет «Акт об удалении участника итогового сочинения (изложения)» (форма ИС-09) (Приложение 15), вносит соответствующую отметку в форму
ИС-05 «Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете ОО (месте проведения)» (участник должен поставить свою подпись в указанной форме). В бланке регистрации данного участника необходимо внести отметку «Х» в поле «Удален». Внесение отметки в поле «Удален» подтверждается подписью члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).

Если участник итогового сочинения (изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить выполнение работы, то он может покинуть место проведения итогового сочинения (изложения). В таком случае члены комиссии образовательной организации приглашают медицинского работника, который составляет «Акт о досрочном завершении написания итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам» (форма ИС-08) (Приложение № 16). В этом случае проставляется соответствующая отметка в форму ИС-05 «Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете ОО (месте проведения)» (участник должен поставить свою подпись в указанной форме). В бланке регистрации указанного участника итогового сочинения (изложения) в поле «Не закончил» необходимо внести отметку «Х» для учета при организации проверки, а также для последующего допуска указанных участников к повторной сдаче итогового сочинения (изложения). Внесение отметки в поле «Не закончил» подтверждается подписью члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).

 

  1. Завершение проведения итогового сочинения (изложения)

За 30 минут и за 5 минут до окончания итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации в аудитории сообщают участникам итогового сочинения (изложения) о скором завершении выполнения итогового сочинения (изложения) и о необходимости перенести написанные сочинения (изложения) из черновиков в бланки записи.

Участники итогового сочинения (изложения), досрочно завершившие выполнение итогового сочинения (изложения), сдают бланки регистрации, бланки записи, черновики и покидают образовательную организацию (место проведения итогового сочинения (изложения)), не дожидаясь окончания итогового сочинения (изложения).

По истечении времени выполнения итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации в аудитории объявляют об окончании выполнения итогового сочинения (изложения) и собирают бланки регистрации, бланки записи, черновики у участников итогового сочинения (изложения).

Члены комиссии проверяют бланк регистрации и бланки записи каждого участника на корректность вписанного участником кода работы (код работы должен совпадать с кодом работы на бланке регистрации), а затем ставят прочерк «Z» на поле последнего бланка записи (включая дополнительные бланки записи), оставшегося незаполненным.

В случае, если при сдаче бланков участника членом комиссии установлено, что участник продолжил работу на следующем бланке записи, не полностью заполнив поле предыдущего, участнику необходимо на поле бланка, оставшемся пустым, сделать пометку «смотри далее».

В бланках регистрации участников итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации заполняют поле «Количество бланков». В указанное поле вписывается то количество бланков записи, включая дополнительные бланки записи (в случае если такие выдавались по запросу участника), которое было использовано участником.

Члены комиссии образовательной организации заполняют соответствующие отчетные формы, использованные во время проведения итогового сочинения (изложения), а также форму ИС-05 «Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете ОО ( месте проведения)». В свою очередь, участник проверяет данные, внесенные в ведомость, подтверждая их личной подписью.

Собранные бланки регистрации, бланки записи, черновики, а также отчетные формы для проведения итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации передают руководителю образовательной организации.

По указанию руководителя образовательной организации технический специалист образовательной организации проводит копирование бланков регистрации и бланков записи участников итогового сочинения (изложения). Копирование бланков итогового сочинения (изложения) с внесенной в бланк регистрации отметкой «Х» в поле «Не закончил»/»Удален», и подтвержденной подписью члена комиссии образовательной организации, не производится, проверка таких сочинений (изложений) не осуществляется.

Указанные бланки итогового сочинения (изложения) вместе с формой ИС-08 «Акт о досрочном завершении написания итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам» или формой ИС-09 «Акт об удалении участника итогового сочинения (изложения)»  передаются руководителю образовательной организации для допуска указанных участников к повторной сдаче итогового сочинения (изложения) и последующей передачи комплекта документов в РЦОИ.

Руководитель образовательной организации (или другое уполномоченное им лицо) передает копии бланков записи на проверку и копии бланков регистрации для внесения результатов проверки членами предметной комиссии образовательной организации.

В целях осуществления проверки и оценивания итогового сочинения (изложения) комиссии обеспечиваются необходимыми техническими средствами (ксерокс, сканер, компьютер с возможностью выхода в сети «Интернет», а также с установленными на него специализированными программами, позволяющими автоматически проверять тексты на наличие заимствований, и др.).

 

  1. Особенности проведения итогового сочинения (изложения) для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов

Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, а также обучающихся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, итоговое сочинение (изложение) проводится в условиях, учитывающих состояние их здоровья.

Материально-технические условия проведения итогового сочинения (изложения) должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа таких участников в кабинеты, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов (при отсутствии лифтов кабинеты располагается на первом этаже); наличие специальных кресел и других приспособлений).

В местах проведения итогового сочинения (изложения) выделяются помещения для организации питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур.

При проведении сочинения (изложения) при необходимости присутствуют ассистенты, оказывающие участникам с ОВЗ необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей:

содействие в перемещении;

оказание помощи в фиксации положения тела, ручки в кисти руки;

вызов медперсонала;

оказание неотложной медицинской помощи;

помощь в общении с членами комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) (например, сурдоперевод – для глухих);

помощь при оформлении сочинения (изложения) и др.

Участники сочинения (изложения) с ОВЗ с учетом их индивидуальных возможностей пользуются в процессе написания сочинения (изложения) необходимыми им техническими средствами.

Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

  1. Для слабослышащих участников итогового сочинения (изложения):

учебные кабинеты для проведения сочинения (изложения) оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;

при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик;

при необходимости участникам итогового изложения текст изложения выдается на 40 минут. По истечении этого времени член комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) забирает текст и участник пишет изложение. 

  1. Для глухих участников итогового сочинения (изложения):

при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик;

подготавливаются в необходимом количестве инструкции, зачитываемые членами комиссии по проведению итогового сочинения (изложения);

участникам итогового изложения текст изложения выдается на 40 минут. По истечении этого времени член комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) забирает текст и участник пишет изложение.

  1. Для участников с нарушением опорно-двигательного аппарата:

при необходимости сочинение (изложение) может выполняться на компьютере со специализированным программным обеспечением. В учебных кабинетах устанавливаются компьютеры, не имеющие выхода в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Итоговое сочинение (изложение), выполненное на компьютере, в присутствии руководителя образовательной организации переносится ассистентом в бланки сочинения (изложения).

  1. Для участников с расстройствами аутистического спектра:

текст изложения выдается для чтения на 40 минут. По истечении этого времени член комиссии забирает текст и участник пишет изложение.

  1. Для слепых участников:

темы итогового сочинения (тексты изложения) оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;

итоговое сочинение (изложение) выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере;

предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления сочинения (изложения) рельефно-точечным шрифтом Брайля (брайлевский прибор и грифель, брайлевская печатная машинка, специальные чертежные инструменты), компьютер (при необходимости).

Итоговое сочинение (изложение), выполненное в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере, в присутствии руководителя образовательной организации переносится ассистентом в бланки сочинения (изложения).

  1. Для слабовидящих:

темы итогового сочинения (тексты изложения), бланки сочинения (изложения) копируются в увеличенном размере (не менее 16 pt);

в учебном кабинете предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.

Итоговое сочинение (изложение), выполненное в бланках сочинения (изложения) увеличенного размера, в присутствии руководителя образовательной организации переносится ассистентом в стандартные бланки сочинения (изложения).

  1. Для участников с тяжелыми нарушениями речи:

участникам итогового изложения текст изложения выдается на 40 минут. По истечении этого времени член комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) забирает текст и участник пишет изложение.

  1. Для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, итоговое сочинение (изложение) организуется на дому (или в медицинском учреждении).

Итоговое сочинение (изложение) организуется по месту жительства участника итогового сочинения (изложения), по месту нахождения медицинского учреждения (больницы), в котором участник сочинения (изложения) находится на длительном лечении, с выполнением минимальных требований к процедуре проведения.

Участники итогового изложения, которым текст изложения выдается на 40 минут для чтения, должны быть распределены в отдельный кабинет для проведения итогового изложения. Запрещается распределять таких участников в один учебный кабинет вместе с участниками итогового изложения, которым текст итогового изложения зачитывается членом комиссии образовательной организации.

  1. Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ итоговое сочинение (изложение) может по их желанию проводиться в устной форме.

Устное сочинение (изложение) участников записывается на флеш-носитель. Аудиозаписи участников передаются ассистенту, который в присутствии руководителя образовательной организации переносит устные сочинение (изложение) из аудиозаписей в бланки сочинения (изложения).

В случае сдачи итогового сочинения (изложения) участником сочинения (изложения) в устной форме, член комиссии образовательной организации вносит в бланк регистрации такого участника отметку «Х» в поле «В устной форме» и заверяет  своей подписью внесение указанной отметки для последующей корректной проверки и обработки бланков итогового сочинения (изложения) такого участника. В форму ИС-05 «Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете ОО (месте проведения)» необходимо также внести отметку в поле «Сдавал в устной форме (ОВЗ)».

 

  1. Порядок осуществления проверки и оценивания итогового сочинения (изложения) членами экспертной комиссии образовательных организаций (включая независимых экспертов предметной комиссии)

11.1. Проверка итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) осуществляется членами экспертных комиссий, сформированных на муниципальном уровне. К работе указанных комиссий могут привлекаться независимые эксперты.

11.2. Эксперты комиссий образовательных организаций, а также независимые эксперты других организаций, привлекаемые к проверке итогового сочинения (изложения), должны соответствовать указанным ниже требованиям.

Владение необходимой нормативной базой:

федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089);

нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового сочинения (изложения);

рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения);

Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения); методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения).

Владение необходимыми предметными компетенциями:

иметь высшее профессиональное (педагогическое) образование по специальности «Русский язык и литература» с квалификацией «Учитель русского языка и литературы»;

обладать опытом проверки сочинений (изложений) в выпускных классах образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования.

Владение содержанием основного общего и среднего общего образования, которое находит отражение в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089), примерных образовательных программах, учебников, включенных в федеральный перечень учебников, рекомендованных (или допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях.

Владение компетенциями, необходимыми для проверки сочинения (изложения):

знание общих научно-методических подходов к проверке и оцениванию сочинения (изложения);

умение объективно оценивать сочинения (изложения) обучающихся;

умение применять установленные критерии и нормативы оценки;

умение разграничивать ошибки и недочёты различного типа;

умение выявлять в работе экзаменуемого однотипные и негрубые ошибки;

умение правильно классифицировать ошибки в сочинениях (изложениях) экзаменуемых;

умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные технические требования;

умение обобщать результаты.

11.3. Независимые эксперты – специалисты, не работающие в образовательной организации, которая обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения), но имеющие необходимую квалификацию для проверки итогового сочинения (изложения).

Независимыми экспертами не могут быть близкие родственники участников итогового сочинения (изложения) и учителя, обучающие выпускников текущего учебного года.

11.4. При осуществлении проверки итогового сочинения (изложения) и его оценивания персональные данные участников сочинения (изложения) могут быть доступны экспертам.

11.5. Технический специалист образовательной организации проводит копирование бланков регистрации и бланков записи (дополнительных бланков записи) участников итогового сочинения (изложения). Копирование бланков итогового сочинения (изложения) с внесенной в бланк регистрации отметкой «Х» в поле «Не закончил» или («Удален»), подтвержденной подписью члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) не производится, проверка таких сочинений (изложений) не осуществляется.

Указанные бланки итогового сочинения (изложения) вместе с формой ИС-08 «Акт о досрочном завершении написания итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам» или формой ИС-09 «Акт об удалении участника итогового сочинения (изложения)» передаются руководителю образовательной организации для учета, а также для последующего допуска указанных участников к повторной сдаче итогового сочинения (изложения).

11.6. В случае сдачи итогового сочинения (изложения) участником сочинения (изложения) в устной форме необходимо обратить внимание на то, что в поле «В устной форме» должна быть проставлена соответствующая отметка «Х», подтвержденная подписью члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) для последующей корректной проверки и обработки бланков итогового сочинения (изложения) такого участника.

11.7. Руководитель образовательной организации (или другое уполномоченное им лицо) передает копии бланков записи на проверку и копии бланков регистрации для внесения результатов проверки экспертам комиссии.

11.8. Эксперты комиссии образовательной организации перед осуществлением проверки итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, проверяют соблюдение участниками итогового сочинения (изложения) требований «Объем сочинения (изложения)» и «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)».

После проверки установленных требований эксперты приступают к проверке сочинения (изложения) по критериям оценивания или, не приступая к проверке итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания, выставляют «незачет» по всей работе в целом в случае несоблюдения хотя бы одного из установленных требований.

11.9. Каждое сочинение (изложение) участников итогового сочинения (изложения) проверяется одним экспертом один раз.

Результаты проверки итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания («зачет»/«незачет») вносятся в копию бланка регистрации (в случае несоблюдения участником хотя бы одного из установленных требований в копии бланка регистрации необходимо заполнить соответствующее поле «незачет» и внести оценку «незачет» по всей работе в целом).

Копии бланков итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) эксперты комиссии передают руководителю образовательной организации (или другому уполномоченному им лицу).

11.10. Ответственный эксперт, уполномоченный на муниципальном уровне, переносит результаты проверки по критериям оценивания («зачет»/«незачет») из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации участников итогового сочинения (изложения) (в случае несоблюдения участником хотя бы одного из установленных требований в оригинале бланка регистрации заполняется соответствующее поле «незачет» и вносится оценка «незачет» по всей работе в целом).

11.11. Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) комиссией образовательной организации должны завершиться не позднее чем через пять календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).

11.12. При расчете необходимого количества членов ПК следует учесть:

– количество участников, закрепленных за соответствующими местами проведения итогового сочинения (изложения);

– работа проверяется одним экспертом;

– ориентировочное время на проверку одной работы – 15-20 минут;

– проверка работ должна быть завершена в следующие сроки:

после первого этапа (6 декабря 2017 года) – не позднее 12 декабря 2017 года;

после второго этапа (7 февраля 2018 года) – не позднее 13 февраля 2018 года;

после третьего этапа (16 мая 2018 года) – не позднее 21 мая 2018 года.

 

  1. Оценивание итогового сочинения (изложения)

К проверке по пяти критериям оценивания, утверждённым Рособрнадзором, допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным требованиям:

12.1. Требование № 1.         «Объем итогового сочинения (изложения)».

Рекомендуемый объем итогового сочинения 350 слов, итогового изложения – 250-300 слов. Если в сочинении менее 250 слов, а в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за всю работу в целом. Такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются членами экспертной комиссии по пяти критериям оценивания, а в бланке регистрации участника проставляются отметки «незачет» по каждому критерию.

12.2. Требование № 2.         «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)».

Итоговое сочинение (изложение) выполняется самостоятельно.

Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника.

Не допускается списывания изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).

Если сочинение (изложение) признано членом экспертной комиссии несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за всю работу в целом. Такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются членами экспертной комиссии по пяти критериям оценивания, а в бланке регистрации участника проставляются отметки «незачет» по каждому критерию.

Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям.

Если сочинение (изложение) не соответствует требованию № 1 и (или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом. Такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания.

12.3. Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

12.4. Итоговое изложение (подробное), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  1. «Содержание изложения»;
  2. «Логичность изложения»;
  3. «Использование элементов стиля исходного текста»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое изложение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Содержание изложения»

Проверяется умение участника передать содержание исходного текста.

«Незачет» ставится при условии, если участник существенно исказил содержание исходного текста или не передал его содержания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №2 «Логичность изложения»

Проверяется умение участника логично, последовательно излагать содержание исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности внутри смысловых частей изложения.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Использование элементов стиля исходного текста»

Проверяется умение участника сохранить в изложении отдельные элементы стиля исходного текста.

«Незачет» ставится при условии, если в изложении полностью отсутствуют элементы стиля исходного текста. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Проверяется умение участника выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе грубые речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла изложения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»

Проверяется грамотность участника.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более десяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

12.5. Итоговое сочинение (изложение) для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по их желанию может проводиться в устной форме. Оценивание итогового сочинения для лиц с ОВЗ проводится по двум требованиям («Объем итогового сочинения (изложения)» и «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»). Итоговое сочинение (изложение) в устной форме, соответствующее двум обязательным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачета» за всю работу в целом, необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2, а также «зачет» по одному из критериев № 3 или № 4. Такие работы по критерию № 5 «Грамотность» не проверяются.

 

  1. Обработка результатов итогового сочинения (изложения)

13.1. Оригиналы бланков итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) с внесенными в них результатами проверки, в том числе оригиналы бланков итогового сочинения (изложения) с внесенной отметкой «Х» в поле «Не закончил» и (или) «Удален», подтвержденной подписью члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения), доставляются руководителями образовательных организаций ответственному за проведения ГИА в городе/районе для последующей передачи работ участников итогового сочинения (изложения) всех ОО данного города/района в РЦОИ для осуществления обработки.

13.2. Обработка бланков итогового сочинения (изложения) осуществляется РЦОИ с использованием специальных аппаратно-программных средств.

13.3. Обработка проверенных бланков итогового сочинения (изложения) включает в себя:

сканирование проверенных оригиналов бланков итогового сочинения (изложения);

распознавание информации, внесенной в проверенные оригиналы бланков итогового сочинения (изложения);

сверку распознанной информации с оригинальной информацией, внесенной в проверенные оригиналы бланков итогового сочинения (изложения).

13.4. Обработка бланков итогового сочинения (изложения) должна завершиться не позднее чем через пять календарных дней после проведения проверки и оценивания итогового сочинения (изложения) экспертами комиссий образовательных организаций.

13.5. Бумажные оригиналы бланков итогового сочинения (изложения), аудиозаписи устных итоговых сочинений (изложений) (в случае прохождения итогового сочинения (изложения) в устной форме участниками с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами) направляются на хранение в РЦОИ. Бумажные оригиналы бланков итогового сочинения (изложения), аудиозаписи устных итоговых сочинений (изложений) (в случае прохождения итогового сочинения (изложения) в устной форме участниками с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами) хранятся в течение года после проведения итогового сочинения (изложения), а затем уничтожаются ответственными лицами.

13.6. Образы оригиналов бланков итогового сочинения (изложения) РЦОИ размещает на региональном сервере.

13.7. Темы итогового сочинения и образы оригиналов бланков итогового сочинения участников доступны образовательным организациям высшего образования через ФИС ГИА и Приема.

 

  1. Повторный допуск к сдаче итогового сочинения (изложения)

Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения):

обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);

обучающиеся и лица, перечисленные в п. 1.2 настоящего Порядка, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);

обучающиеся, лица, перечисленные в п. 1.2 настоящего Порядка, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);

обучающиеся, удаленные во время написания сочинения (изложения) за нарушение Порядка проведения итогового сочинения.

Обучающиеся могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении) только в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

 

  1. Срок действия результатов итогового сочинения

Результаты итогового сочинения (изложения) в качестве допуска к ГИА действуют бессрочно.

Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения. Выпускники прошлых лет могут участвовать в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет.

Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.

 

  1. Проведение повторной проверки итогового сочинения (изложения)

С целью предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового сочинения (изложения) обучающимся при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) предоставляется право подать в письменной форме заявление на имя председателя Региональной комиссии по осуществлению проверки итогового сочинения (изложения) для перепроверки написанного ранее итогового сочинения (изложения) комиссией (Приложение 12).

Участники подают заявление в течение трех рабочих дней после официального оглашения результатов в организации, в которых они были зарегистрированы для написания итогового сочинения (изложения): для обучающихся текущего учебного года – в образовательные организации, в которых они получают среднее общее образование, для выпускников прошлых лет – в образовательные организации, определенные Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым.

Руководитель организации, принявший заявление, незамедлительно передает в РЦОИ скан-копию заявления (с последующим подтверждением на бумажном носителе).

Комиссия рассматривает работу заявителя в течение трех рабочих дней с момента поступления заявления. По результатам перепроверки Комиссия принимает решение о сохранении либо изменении предыдущего результата заявителя. Решение Комиссии фиксируется в протоколе повторной проверки итогового сочинения (изложения) (Приложение 13) и утверждается председателем Комиссии в течение одного рабочего дня после осуществления повторной проверки.

В течение трех дней с момента утверждения результатов повторной проверки заявителю на электронный адрес органа управления образованием соответствующего города/района направляется уведомление о результатах рассмотрения заявления.

 

Дата публикации — 03.11.2017